Вообще-то да, это может отразиться крайне неприятным образом. Двойные стандарты, с которыми ребенку часто приходится сталкиваться в детстве, расшатывают неокрепшую психику и могут стать одной из причин шизофрении в более позднем возрасте.
Но не все так плохо: если вы не нарушаете обещания регулярно, не ругаете ребенка за то, что сами же разрешили ему сделать, то таких плачевных последствий не будет. Однако стоит помнить, что привычку держать слово мы перенимаем от родителей, а это довольно важный социальный навык. Поэтому найдите в себе смелость быть честной с собой и с ребенком. Если вы не уверены, что сможете что-то купить или сделать, так и говорите: «Я постараюсь, но обещать не могу».
Школа – не для родителей. Они свое уже отучились, но при этом продолжают бояться плохих оценок своих детей.
Вот вам неудачный сценарий: мама пришла домой с работы и вместо того, чтобы узнать, как у ребенка дела, она выдает: покажи уроки! Школа – это частая причина семейных конфликтов. Отдайте ответственность за учебу детям. Они должны понимать, что никто этого не сделает за них. Чаще бывает, что ребенок спит, а родители строят за него корабли.
Часто мамы пренебрегают своими желаниями и потребностями в пользу детских. Это неверно! Ребенок должен знать, что у родителей тоже есть свои интересы, которые по важности не уступают детским. Это же касается и покупок: ребенок не должен видеть, что вы экономите на себе, пытаясь позволить ему все, что он хочет.
Родители могут не придавать значение своей работе на фоне забот о ребенке. Получается ситуация, когда на утренник к малышу приходит вся семья, включая бабушек и дедушек, его делами интересуется вся родня, а малыш может при этом не знать, где и кем работают мама с папой. Я часто с этим сталкиваюсь. Дети должны знать обо всех достижениях семьи, но не нужно говорить о карьерном росте или улучшении материального положения на фоне неудач других людей.
Пример, который подает родитель, – основа основ! Хотите, чтобы дети читали и любили книги? Делайте это сами! А еще лучше на виду у малышей. Заинтересовывайте ребенка книгой: полистайте ее, посмотрите картинки, обсудите увиденное. Непоседам нужно расслабиться, чтобы сесть за чтение. «Окутайте» ребенка спокойствием. Уберите все отвлекающие предметы. Если ребенок все равно не проявляет интерес, возможно, он просто голоден или устал.
Пока вы читаете, малыш должен что-то разглядывать. Берите короткие по содержанию, понятные и хорошо иллюстрированные издания. Истории на 200 страниц отложите до лучших времен!
Если ребенок волнуется в общении и от волнения начинает говорить невнятно, то стоит набраться терпения. Психология рекомендует: не стоит насильно заставлять его общаться ,если этого можно избежать. Нельзя критиковать ребенка за его трудности. Стоит говорить ему, что это временные проблемы, что все получится , если он будет стараться. И очень важно при каждой попытке ребенка начать общение найти, за что его можно похвалить (Ты сегодня говорил уже лучше, я знаю, тебе было страшно, но ты смог и т. д.). Такая проблема чаще встречается в семьях, где сами родители очень зависят от мнения окружающих и поэтому им важно, чтобы их ребенок хорошо выглядел со стороны. В этом случае надо еще и родителям поработать над собой, т.к. они передают ребенку свою тревогу.
Сначала успокойтесь, скорее всего, ваш ребенок не будет хуже вас, т.к. вы сами его воспитывали. Чтобы он смог сказать «нет» дурному влиянию разрешайте ему дома иногда говорить «нет», не ломайте его волю, не вступайте в борьбу. Признайте, что он уже может многое решать сам. (см. предыдущий вопрос). Если ребенку дома хорошо, он не пойдет искать счастья на улицу, поэтому создайте ему психологический комфорт. Полной гарантией от влияния улицы может служить создание близких отношений с ребенком . Но это длительная работа, которую не каждый родитель может пройти без психологической помощи. Мало любить ребенка, нужно уметь ему показать это. Это и эмоционально насыщенное внимание (15 минут в день душевного тепла, игры, беседы, с сочувствием, но без критики и выбор, и многое другое). Некоторым детям нужен индивидуальный подход и другие методы.
Привычка грызть ногти – способ психологической защиты. Можно говорить о повышенном уровне тревожности у вашего сына, вызванной, возможно, поведением взрослых. Подумайте, кто или что в вашей семье является потенциальным источником напряжения для ребенка. Такая привычка у мальчика может быть вызвана недостаточно гармоничными отношениями с мамой. Если вы находитесь в состоянии стресса, ведете себя нервозно, ребенок испытывает чувство вины из-за того, что, как мужчина, не может вам помочь. И наказывает себя таким образом. Пальцы во рту – устойчивая привычка, которая закладывается еще до рождения, примитивная форма регуляции психологического состояния. Не фиксируйте на ней внимание, в противном случае она может продержаться до взрослого возраста. Работайте с причиной – источником беспокойства. Можно подумать над развитием уверенности в себе, эмоциональной защищенности – тогда привычка уйдет сама собой. Ни в коем случае не дразните и не ругайте!
Как правило, если ваш ребёнок начинает делать всё не так, как вы его просили, а иногда действует даже наперекор, это значит, что он уже чувствует себя взрослым. А любая ваша просьба воспринимается ребёнком как знак того, что вы ещё считаете его маленьким и неразумным. Понаблюдайте за собственным эмоциональным откликом. Если вы злитесь, то это может означать, что ребёнок борется за власть, что часто бывает во время возрастных кризисов. Ваша негативная реакция только закрепляет нежелательное поведение. Попробуйте стать более гибкими. Предлагайте ребёнку свои идеи в форме выбора из нескольких вариантов поведения (старайтесь предлагать те, которые устроили бы вас самих). Пример: ты сделаешь уроки сейчас или после обеда? Так ребёнку будет проще принять то, что вы от него хотите. И не бойтесь позволить ребёнку проявить самостоятельность или даже немного покомандовать! В конце концов, именно принимая решения, ребёнок учится быть уверенным в своих силах и самостоятельным!
Проблема детской агрессии является одной из самых сложных и требует комплексного подхода и детального изучения. Однозначно можно сказать одно: не стоит подавлять агрессию ребёнка наказаниями. Подавленная агрессия в дальнейшем может привести к неприятным последствиям вплоть до проблем со здоровьем. Попробуйте перенаправить агрессию ребёнка в другое русло: творчество, физическую активность, игру. Выберите вместе тот способ, который позволит ребёнку безопасно для себя и окружающих спустить пар: побить подушку, порвать бумагу. Иногда можно и покричать: крик является хорошей психологической разрядкой. Только делать это нужно в уединенном месте. Учите ребёнка выражать свои эмоции словами. Зачастую агрессия у детей возникает как ответная реакция на то, что они не понимают собственных эмоций и не знают, как справиться с ними. В таком случае помогает умение проговаривать то, что ребёнок чувствует непосредственно в данный момент, и конструктивный диалог следом. Если же вы чувствуете, что не в силах справиться с агрессией ребёнка самостоятельно, вы всегда можете записаться на консультацию к школьному психологу.
Компьютерная зависимость уже давно тревожит родителей. Мир игр зачастую куда более яркий и привлекательный, чем обычная жизнь ребёнка. Он дарит ему много эмоций, а зачастую еще и позволяет почувствовать себя более значимым, если у ребёнка получается добиться успеха в игре. Отвечая на вопрос, надо ли беспокоиться, прежде всего понаблюдайте за поведением ребёнка. Если компьютерные игры мешают нормальной жизни, вызывают нервные срывы, замещают общение с реальными людьми — да, стоит. Если никаких негативных проявлений от игр нет, а вас все равно беспокоит количество времени, которое ваш сын проводит за компьютером, то подумайте над альтернативой. Должно быть какое-то другое занятие, которое будет интересно вашему ребёнку, и позволит ему занять свободное время. Ведь зачастую дети лезут в компьютер просто от того, что им не предоставили альтернативу и не научили, что может быть по-другому.
Некоторые родители с дошкольного возраста дают детям в руки планшет, чтобы те не мешали работать/готовить/убираться, а потом беспокоятся о компьютерной зависимости. Теперь поговорим о жестокости в компьютерных играх. Подумайте: возможно, ваш сын таким образом сбрасывает накопившийся негатив и агрессию? Вспомните собственные игры в детстве. Играли ли вы в войну или подобные игры? Времена меняются, и сейчас игры в войнушку и прочее перекочевали в виртуальный мир. Беспокоиться следует в том случае, когда вы замечаете, что ребёнок переносит агрессию из виртуального мира в реальный. В таком случае требуется консультация психолога.
У наших детей с определенного возраста появляется личная жизнь, в которую не всегда заглянешь как в открытую книгу. И далеко не всегда они готовы делиться с взрослыми своими мыслями. Подростку бывает сложно подобрать слова, чтобы описать все, что происходит у него в душе. Его нежное сердце очень ранимо, а нужного опыта, слов, чтобы обратиться за помощью, не находится. Поэтому родителям так важно быть внимательными и стараться не терять эмоциональный контакт со взрослеющим ребенком, вовремя реагировать на возможные признаки эмоционального неблагополучия своего ребенка.
Некоторые подростки особенно сильно испытывают чувство одиночества, отчуждение. С одной стороны, им кажется, что никто их не понимает, с другой – они страдают от невозможности поделиться своими переживаниями, своим душевным смятением. В таких ситуациях подростки не настроены принимать советы, они гораздо больше нуждаются в обсуждении, проговаривании своих чувств, им бывает трудно сосредоточиться на чем-то, кроме своих ощущений (например, кажущейся некрасивости, неумении общаться и пр.).
Выслушивайте подростка особенно внимательно, когда он выражает свои чувства, будь то печаль, вина, страх или гнев (даже, если вам кажется, что он «просто выдумывает»). Не спорьте, а задавайте вопросы, давая возможность выговориться. Необходимо показывать подростку, что вы хотите говорить о его чувствах и не осуждаете его за эти чувства. Ребенок будет доверять вам больше, если почувствует, что вы не просто банально утешаете, а принимаете и понимаете его боль, разделяете ее, искренне сочувствуете его переживаниям. Вместе с тем, не только спрашивайте, но и сами честно высказывайте свои мысли, чувства, переживания.
Вместе пытайтесь найти решение (например, как повысить самооценку ребенка, как стать более привлекательным для сверстников и пр.).
Всегда принимайте ребенка как личность. Это значит просто любить его таким, какой он есть, возможно не оправдывающего всех надежд родственников, возможно не добивающегося каких-то высот, иногда огорчающего, обижающегося, несносного.
Очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений с подростком, от того, действительно ли он ощущает поддержку, любовь близких. Выражайте поддержку, ободряйте не только словами, но и улыбкой, жестами, прикосновениями.
Депрессию у детей и подростков иногда бывает сложно распознать. Это обусловлено тем, что, во-первых, симптомы депрессии наслаиваются на особенности естественного возрастного (подросткового) кризиса и, во-вторых, нередко имеют замаскированные формы проявления.
Например, у детей младшего школьного возраста депрессия может проявляться такими симптомами как:
- вялость, быстрая утомляемость, заторможенность, которые постепенно блокируют способность ребенка усваивать учебный материал;
- страхи;
- конфликты с родителями;
- неумение приспособиться к школьным правилам;
- раздражительность, плаксивость;
- жалобы на скуку;
- нарушения сна и аппетита.
Безусловно, периодически у любых детей могут возникать вышеперечисленные состояния, но при наличии устойчивых, неизменяющихся на протяжении длительного времени большинства обозначенных симптомов следует обратиться к специалистам.
Для детей среднего и старшего школьного возраста характерен вариант депрессии, замаскированной девиантным поведением, которое выражается в грубости, конфликтности с домашними, прогулами школы, иногда побегами из дома, в противоправных поступках, в употреблении алкоголя, наркотиков и т.д. Причем диагностирование депрессии в подростковом возрасте затруднено тем, что они не всегда сообщают родителям о своих переживаниях и ощущениях (либо не обращать внимания на некоторые симптомы, например, снижение массы тела и утомляемость).
Также можно отметить ряд факторов, повышающих вероятность возникновения депрессии у подростков:
- негативный образ своего тела;
- неуверенность;
- негативное восприятие будущего;
- развод или разлад между родителями;
- тяжелые заболевания (в т.ч. психические) членов семьи;
- отвержение сверстниками («непопулярность» в значимой для подростка группе);
- стойкая низкая успеваемость в школе.
Особое внимание следует уделять периодам в жизни ребенка,
связанным со сменой социальных ролей:
- переход в новую школу;
- окончание школы;
- смена места жительства;
- появление младшего ребенка в семье (особенно первого брата или сестры для подростка);
- период полового созревания;
- влюбленность и первые отношения.
Основные признаки депрессивных состояний подростков
1 Снижение интереса, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась.
2 Уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склонность к уединению.
3 Снижение успеваемости из-за трудностей концентрации внимания и запоминания.
4 Изменения сна и/или аппетита (ест/спит больше/меньше, чем раньше).
5 Вялость, хроническая усталость.
6 Грустное настроение или повышенная раздражительность. Идеи собственной малоценности, никчемности.
7 Телесное недомогание: головная боль, проблемы с желудком.
8 Возможным проявлением депрессии могут быть также отклонения от общепринятых норм поведения: показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные уходы из дома, употребление наркотиков.
Интернет для ребенка становится сверхзначимым. У ребенка появляется острая необходимость чаще бывать в интернете.
- В поведении и настроении ребенка можно наблюдать волнообразные изменения, зависящие от возможности или невозможности присутствовать в сети.
- Если по каким-то причинам ребенок не может получить доступ в интернет, у него может наблюдаться заметное ухудшение психофизического состояния, сравнимого с так называемым синдромом отмены (в т.ч. повышенная тревожность, головные и мышечные боли).
- Интернет-зависимый подросток чаще испытывает сложности с обучением. Ребенок игнорирует выполнение домашних заданий, значительно снижается школьная успеваемость. При этом ребенок начинает пренебрегать реальными друзьями, предпочитая им виртуальных.
- Явным симптомом зависимости являются чрезмерные реакции на незначительные события интернет-пространства. Негативные комментарии, большое или маленькое количество лайков или просмотров его сообщений могут существенно изменять настроение и поведение ребенка.
- Пренебрежение правилами личной гигиены, потеря сна и аппетита, нервная возбудимость, антисоциальное поведение также могут являться опасными симптомами компьютерной и интернет-зависимости.
- Интернет-зависимый ребенок не может самостоятельно регулировать время, которое он проводит в интернете. И даже после длительного перерыва возвращается к виртуальной жизни с прежней интенсивностью.
Наблюдая совокупно несколько признаков, родителю необходимо задуматься об обращении к специалистам.
Родителям важно помнить, что если в семье есть проблемы, постоянные конфликты или давление со стороны родителей (завышенные, недостижимые для ребенка цели, требования), ребенку проще погрузиться, сбежать в виртуальный (игровой) мир и забыть обо всем. Нехватка эмоционального контакта с близкими, их безусловной, безоценочной любви и поддержки – тоже одна из причин ухода подростка в виртуальный мир. В такой ситуации объяснять зависимость ребенка наличием компьютера, интернета не имеет смысла – необходимо искать причину, почему подросток предпочитает виртуальный мир реальному.
Важно ответить себе на два вопроса: насколько это для меня критично и чего я хочу добиться в результате. Например, родители увидели, что ребенок курит. Если накричать на подростка, то, возможно, в ближайшие пару месяцев его с сигаретой будет не видно, но это не гарантирует, что он не курит в другом месте. То есть такие действия не работают. Еще такие наказания могут выйти боком в будущем. Если с подростком случится что-то плохое в тот момент, когда он снова курил, например, к нему кто-то приставал, — он может ничего не рассказать родителям, потому что будет бояться, что его отругают за курение. Если нужно, чтобы подросток не курил, надо воспитывать нормальное отношение к себе, самооценку, объяснять, что это вредит здоровью. Это постепенный процесс, здесь нельзя достичь цели одной мгновенной реакцией на сигареты. Подобные ситуации сложные, требуют много спокойствия. Чтобы ребенок не пошел по скользкой дорожке, у него должна быть своя голова на плечах, и колотушками свою голову не создать. При этом важно учитывать семейные нормы и правила. Например, если дома нельзя курить, а подросток дымит на кухне, то правило придется отстаивать: дома ты не куришь, и точка.
Вы можете сиюминутно подавить агрессию: пнуть подушку, умыться, выпить воды, щелкнуть резинкой по руке. Но это не решит проблему – нужна внутренняя рефлексия.
Найдите причину в себе. Подумайте, что чувствует ваш ребенок, когда над ним стоит огромный человек с ремнем? Он вас боится! Самые частые причины таких срывов: конфликты внутри семьи, когда мама злится на папу и выливает злость на ребенка; усталость; пьющий родитель (к сожалению, до сих пор классическая ситуация для нашей страны).
- Раннее выявление детей «группы риска».
- Изучение психолого-возрастных особенностей детей, условий их жизни; посещение семей с составлением актов.
- Изучение и устранение негативных влияний; составление индивидуальных программ на каждого неблагополучного ребенка, назначение куратора из администрации.
- Прогнозирование процесса коррекции поведения и дальнейшего развития ребенка; отслеживание результатов работы с учащимся.
Вопрос: Какие категории несовершеннолетних могут быть поставлены на внутришкольный контроль?
На основании решения Совета по профилактике несовершеннолетних на внутришкольный контроль ставятся следующие обучающиеся:
- не посещающие или систематически пропускающие занятия без уважительных причин, неуспевающие по учебным предметам;
- участвующие в деятельности неформальных объединений и организаций антиобщественной направленности;
- допускающие неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка.
Вопрос: Что может послужить основанием снятия несовершеннолетних обучающихся с внутришкольного учета?
- позитивные изменения обстоятельств жизни несовершеннолетнего, сохраняющиеся длительное время (например, в течение трех месяцев несовершеннолетний успевает по всем учебным предметам, либо не допускает нарушений устава и правил внутреннего распорядка образовательной организации);
- окончание обучения в образовательной организации;
- перевод в иную образовательную организацию;
- достижение возраста 18 лет;
Вопрос: Ребенок был замечен в воровстве, как правильно должны отреагировать родители?
Ваша цель — помочь ребенку контролировать свои порывы и пояснить, почему такое поведение неприемлемо. Вы должны научить ребенка, чтобы он научился просить разрешения, а не просто брать понравившийся ему предмет.
Если Вам необходимо выяснить у ребенка, что произошло, поставьте вопрос следующим образом: «У Маши пропали карандаши, и Елена Ивановна считает, что их мог взять ты. Это правда?»
Если ребенок признается в том, что он взял чужую вещь, похвалите его за чистосердечное признание, а потом объясните последствия такого поступка. Если он будет отрицать свою вину, не обвиняйте его во лжи, а расспросите настойчивее. Не обыскивайте ребенка. Дайте ему возможность обдумывать свои слова. Возможно он скажет, что «нашел» эту вещь. Объясните ребенку, что одно дело распоряжаться своими вещами, но совсем другое — брать чужие без разрешения.
Дети не слишком искусно скрывают информацию, поэтому ведите расспросы настойчиво. Истина может постепенно всплыть после наводящих вопросов.
Не ждите, что после одного разговора случаи воровства сразу прекратятся. Усвоение таких правил требует повторения.
Иногда дети воруют, если им кажется, что ими пренебрегают, относятся к ним несправедливо или же что, взрослые слишком давят на них. Таким детям необходимо чувствовать, что они имеют значение, им требуется похвала.
Вопрос: Как завоевать авторитет у своего ребёнка?
Требовательное отношение к себе – основа авторитета родителей. У взрослых не должно быть расхождения между словом и делом.
Основанием авторитета является жизнь и работа родителей, их общественные дела, поведение, отношение к окружающим, ответственность за воспитание детей перед обществом, перед самими собой.
Важно создавать эмоционально положительную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт в отношениях друг с другом, с детьми.
Благоприятная атмосфера семейных отношений создается тогда, когда родители с уважением относятся к проблемам своих детей и их друзьям.
Необходимо по возможности чаще проводить интересные семейные досуги, где ребенку с неожиданной стороны раскрываются взрослые члены семьи: отец и мать предстают веселыми, остроумными, интересными людьми.
Духовное общение с детьми – одно из условий поддержания авторитета родителей. При этом важно содержательное общение родителей с ребенком: чтение детских книг, разнообразные совместные занятия и игры, приобщение малыша к полезным увлечениям отца или матери (занятиям спортом, рукоделием, художественной самодеятельностью, коллекционированием и др.).
Важно проявлять терпение и такт, отвечая на детские вопросы.
Доверительные отношения между взрослыми и детьми устанавливаются и в тех случаях, когда родители умеют признаться в своих ошибках.
С обещаниями родители должны быть особенно осторожными. Невыполнение обещанного необходимо тщательно обосновать. Не следует допускать обещаний, которые невозможно выполнить. Детям нельзя говорить неправду. Фальшь в словах отца или матери ребенок тонко чувствует.
Вопрос: С кем взаимодействует социальный педагог в школе?
С детьми «группы риска»;
— с родителями;
— с правоохранительными органами;
— с социально-незащищенными семьями учащихся;
— с педагогическим коллективом.
Вопрос: Может ли социальный педагог посещать семьи и исследовать жилищно-бытовые условия учащихся?
Вопрос: Безопасное поведение детей в сети Интернета, на что нужно обратить внимание родителям?
Будьте в курсе того, чем занимаются ваши дети в Интернете. Попросите их научить Вас пользоваться различными приложениями, которыми вы не пользовались ранее.
Помогите своим детям понять, что они не должны предоставлять никому информацию о себе в Интернете — номер мобильно телефона, домашний адрес, название/номер школы, а также показывать фотографии свои и семьи. Ведь любой человек в Интернете может это увидеть.
Если Ваш ребенок получает спам (нежелательную электронную почту), напомните ему, чтобы он не верил написанному в письмах и ни в коем случае не отвечал на них.
Объясните детям, что нельзя открывайте файлы, присланные от неизвестных Вам людей. Эти файлы могут содержать вирусы или фото/видео с нежелательным содержанием.
Помогите ребенку понять, что некоторые люди в Интернете могут говорить неправду и быть не теми, за кого себя выдают. Дети никогда не должны встречаться с сетевыми друзьями в реальной жизни самостоятельно без взрослых.
Постоянно общайтесь со своими детьми. Никогда не поздно рассказать ребенку, как правильно поступать и реагировать на действия других людей в Интернете.
Научите своих детей как реагировать, в случае, если их кто-то обидел или они получили /натолкнулись на нежелательный контент в Интернете, так же расскажите куда в подобном случае они могут обратится.
Вопрос: Какие права имеет несовершеннолетний при участии в судебном или административном разбирательстве?
Ребенок независимо от возраста вправе самостоятельно принимать некоторые меры в случае нарушения его законных прав и интересов. Например, при злоупотреблениях со стороны родителей, а также при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка. В таких ситуациях ребенку предоставлено право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет — в суд. Родители могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности. Ребенок может быть незамедлительно отобран у родителей органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК РФ), а сами родители — лишены или ограничены в родительских правах в судебном порядке (ст. ст. 69, 73 СК РФ).
В некоторых случаях, предусмотренных законом по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, публичных и иных правоотношений, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет имеют право лично защищать в суде свои права, свободы и законные интересы. Привлечение к участию в таких делах родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних для оказания им помощи зависит от усмотрения суда. Согласно ст. 57 СК РФ, ребенок вправе выражать свое мнение при определении его будущего места жительства в случае развода родителей. Если ребенку исполнилось 10 лет, его мнение должно учитываться судом в обязательном порядке, если только оно не противоречит интересам ребенка. Согласно ч. 2 статьи 56 СК РФ ребенок, достигший 14 лет, вправе обратиться в суд при нарушении родителями его имущественного или личного неимущественного права.
Вопрос: В каких нормативных документах прописаны обязанности родителей в отношении несовершеннолетних?
Семья — естественная среда обитания ребенка. Именно здесь закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового человека. К тому же семья для ребенка — это и своего рода убежище, обеспечивающее его выживание. Вот почему одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. Поэтому важнейшим вопросом в развитии личности ребенка является роль родителей в его воспитании.
Декларация о правах ребёнка, принцип 7.
Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях. Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение, ответственность лежит, прежде всего, на родителях.
Конвенция о правах ребёнка, ст. 18.
- Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка.
Конституция Российской Федерации, ст. 43.
- Каждый имеет право на образование.
- Среднее полное образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми среднего полного образования.
Закон РФ «Об образовании», ст.52.
- Родители (законные представители) обучающихся обязаны обеспечить получение детьми среднего полного образования.
- Родители (законные представители) обучающихся обязаны выполнять Устав образовательного учреждения.
- Родители (законные представители) обучающихся несут ответственность за воспитание, получение ими среднего полного образования.
Уголовный Кодекс РФ, ст. 156.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, если это деяние не соединено с жестоким обращением с несовершеннолетними, — наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3-х месяцев, либо лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 3-х лет, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 3-х лет.
Кодекс РФ об административных правонарушениях, ст. 5.35.
Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних: неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями н/л обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда.
У родителей может возникнуть вопрос, а как же им поступать, если ребенок не поддается их положительному воздействию, игнорирует их требования. В таком случае хочется обратить внимание на то, что касается обязанностей ребенка в семье, то они определяются только нормами нравственности, поскольку понудить его к их исполнению с помощью закона невозможно, и зависят только от его воспитания.
Несомненно, при проведение бесед, лекций с подростками обращается их внимание на то, чтобы они более осмысленно относились к собственному поведению, так как своими действиями они в первую очередь подводят собственных родителей. Поэтому темы административной и уголовной ответственности несовершеннолетних подаются через призму внутрисемейных и внутришкольных взаимоотношений.
Но основным фактором в воспитании было и остается постоянное влияние родителей на формирование личности ребенка с момента его рождения. Если же в какой-то период жизни ребенка воспитательное воздействие на него было утрачено или ослаблено, то пожинать плоды придется в первую очередь самим родителям. И происходить это будет как в моральном, так и в правовом плане.
Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.
Процесс семейного воспитания детей включает в себя решение множества вопросов преимущественно педагогического свойства. Они решаются либо обоими родителями, либо одним из них с одобрения или молчаливого согласия другого. При этом предполагается, что оба родителя соблюдают интересы своего ребенка с учетом мнения детей. Само собой разумеется, что учет мнения детей должен быть целесообразным с педагогической точки зрения.
Вопрос: Какие основания необходимы для постановки семьи на учёт?
- родители не занимаются воспитанием и содержанием детей;
- ребенок совершил правонарушение или преступление
- родители жестко обращаются с детьми
- дети употребляют алкоголь
- родители употребляют алкоголь
- один из родителей совершил преступление против личности ребенка или других членов семьи
- беспризорность детей
Вопрос: Может ли мама изменить фамилию ребенка, которому 11 лет?
Согласно ст. 58 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» право на перемену имени (в которое входит и фамилия) имеет любое лицо, которому исполнилось 14 лет. Перемена имени лицу, не достигшему возраста 14 лет, а также изменение присвоенной ему фамилии на фамилию другого родителя производятся на основании решения органа опеки и попечительства в порядке, установленном ст. 59 Семейного кодекса РФ. Орган опеки решает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения обоих родителей. Учет мнения родителя (не проживающего с несовершеннолетним) не обязателен в следующих случаях:
- при невозможности установления его места нахождения;
- при лишении его родительских прав;
- при признании недееспособным;
- в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка.
Вопрос: Можно ли носить в школу мобильный телефон?
Вопрос: При подготовке уроков ребенок часто отвлекается, чем существенно затягивает выполнение домашних заданий. Порекомендуйте, как быть в этой ситуации, как оптимально организовать подготовку к урокам?
- уменьшить количество и интенсивность отвлекающих факторов;
- задачи ставить ясно и четко;
- обучить приемам и способам учебной деятельности, научить ребенка пользоваться словарями, книгами, объяснить необходимость хорошо знать правила, отработать навыки их применения.
- слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т. п.
- помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самостоятельно найти выход, решение, совершить поступок.
- подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики
Помогая ему выполнять домашнее задание, делайте иногда преднамеренные ошибки, чтобы у ребенка был шанс исправить вас, испытать удовлетворение от обнаружения недочета. Только так он сможет понять процесс контроля и обучиться самоконтролю.
Конечно, время подготовки зависит от темпа деятельности ребенка. Он
-
Не заставляйте его больше писать. Подбирайте интересные и забавные задания, развивающие зрительно-моторную координацию. Например, требуется прочертить карандашом путь между двумя извилистыми линиями, не касаясь их. Или обвести контурный рисунок. Но не по линии, а рядом с ней- с внутренней стороны или с наружной.Конечно, поможет штриховка, раскрашивание рисунков, дорисовывание симметричной половинки к незаконченному рисунку. Очень нравиться детям рисовать по клеточкам (одна клеточка вниз, одна направо и т. д.) Скоро вы увидите, что дрожащие линии постепенно превратятся в четкие. Обязательна тренировка пальчиков: лепка, собирание конструктора с мелкими деталями, головоломки, пазлы, складывание фигурок из спичек, пуговиц, нанизывание бусинок. Многие женские занятия рукоделием подходят и для мальчиков, развивает моторику рук. Это вязание, вышивка, плетение из бисера.Попробуйте уделять этому каждый день 10-15 минут. И результат будет очевиден. Рука ребенка станет уверенная, навыки письма заметно улучшаться.